Володченков Дмитрий Алексеевич
Первый день Великой Отечественной войны - воскресенье 22 июня.
Я был курсантом военно-авиационной школы механиков, в которую поступил добровольно. Школа находилась недалеко от г.Чудово Ленинградской области.
В этот день у нас, курсантов, был кросс на 15 км по пересеченной местности.
О вероломном нападении фашистской Германии я узнал от встречного жителя одной из деревень, по которой мы бежали. Мы не поверили, думали, что этого не может быть. Но, прибежав в расположение школы, мы узнали на митинге o вероломном нападении немцев. Начальник школы поставил перед всем личным составом задачу быть готовыми к отражению при налетах фашистских самолетов и высадке десанта. С первых дней войны нас, курсантов, стали обучать навыкам уничтожения движущихся танков противника с помощью бутылок и шаров, наполненных горючей смесью. Однако поджигать танки нам не пришлось, так как школа была эвакуирована в тыл для завершения учебы.
А вот принимать участие в уничтожении отдельных групп диверсантов пришлось.
Эвакуация техники и личного состава производилась при непрерывных бомбежках. Среди командного состава, их семей и среди курсантов были
жертвы. Запомнился такой случай. При налете фашистской авиации все отбе-
жали от вагонов и залегли. Недалеко от меня лежал офицер со своей женой
и дочкой. Осколками бомб были убиты отец и мать, а девочка осталась жива.
По окончании школы я служил в авиационных частях в качестве механика самолета и звена. В 1943 году по рапорту был направлен в летную школу.
В 1944 году по окончании летной школы был направлен в 335 авиационный полк авиации дальнего действия в качестве летчика. Авиация дальнего действия выполняла боевые вылеты в интересах ставки Верховного Главнокомандования, поэтому она в непосредственное подчинение фронтов не входила. Вылеты выполнялись по нанесению бомбовых ударов по крупным стратегическим и промышленным объектам в глубоком тылу противника, на расстоянии 300-400 и более км за линию фронта. В отдельных случаях вылеты выполнялись в интересах отдельных фронтов по нанесению ударов по крупным группировкам противника.
Как и у каждого летчика‚ у меня остался в памяти первый самостоятельный полет на самолете УТ-2. Я почувствовал, что оторвался от земли, а в другой кабине инструктора нет. Построил "коробочку", зашел на посадку, приземлил самолет с оценкой "отлично". В составе 335 авиаполка в качестве летчика выполнял боевые вылеты по нанесению бомбовых ударов по крупным промышленным объектам городов Моравски Острава, Бреслау, Свинемюнде, Берлина и другим.
Каждый боевой вылет своеобразен, хотя все крупные объекты защищались одинаково мощно. Как правило, объект горел внизу, а в воздухе
мощные прожекторы, "штыки", как их называли летчики, искали наши самолеты для подсвета. Зенитная артиллерия среднего и малого калибра с трассирующими снарядами вела огонь по нашим самолетам, стрелки наших самолетов отражали атаки истребителей огнем всех установок. Так что и в воздухе было светло, хотя вылеты выполнялись в ночное время.
Из всех боевых вылетов мне особеннно запомнились два вылета.
Вылет под вечер, в конце апреля 1945 года на крупный морской порт Свинемюнде. На пути по маршруту была сплошная грозовая облачность (черная стена). Наш самолет, не долетевший до этой облачности, атаковала пара истребителей противника, и только благодаря бдительности членов экипажа наш самолет не был сбит. Я первый заметил, когда истребитель шел на сближение с нашим самолетом снизу справа и был уже близок к цели. Второй самолет шел снизу слева, то есть они взяли нас "в клещи". Стрелки открыли по истребителям огонь из пулеметов, и они вынуждены были уйти вниз, но все же успели открыть огонь по нашему самолету. Пробоины в самолете были, но экипаж остался невредим. Истребители зашли на повторную атаку, но атаковать до положенной дистанции не успели, мы вошли в грозовую облачность. Но и там было не легче. Сильными порывами и разрядами самолет начало так бросать, что он стал почти неуправляем. Из этой адской облачности мы вышли над морем левее цели. С левым разворотом с моря зашли на цель и выполнили прицельное бомбометание по порту, где было огромное скопление кораблей, боевой техники и личного состава противника.
Вылет на Берлин. 17 апреля 1945 года вошло в летопись войны как начало Берлинской операции. Перед рассветом перелетели линию фронта, и наши наземные войска, подымая и опуская прожекторы в сторону Берлина, как бы показывали летчикам: "Бейте фашистов в их логове!" И мы, воодушевленные, летели, зная, что берлинская битва - это последний этап войны.